Статьи

Банковская тайна: как IT-компаниям настроить сотрудничество с банками. Часть 1

Мы запускаем серию материалов, в которых расскажем о банковской тайне, персональных данных и о том, как со всем этим работать. Эти статьи подойдут владельцам IT-компаний, которые сотрудничают с банками как с клиентами и предлагают им свои товары и услуги. Мы надеемся, что они помогут наладить более плодотворное сотрудничество между обеими сторонами.

В первой статье мы разберем, что такое банковская тайна, как она оформлена законодательно, а также узнаем, нужно ли учитывать положения о банковской тайне при заключении договоров с банками. Оставайтесь с нами, чтобы узнать больше!

Содержание:

  1. Банковская тайна - что это?
  2. Зачем банковская тайна нужна в договорах?
  3. Заключение

Банковская тайна - что это?

Сотрудничая с тем или иным банком, IT-компания может столкнуться с необходимостью обрабатывать личные данные непосредственных клиентов этого банка - физических лиц. Причем просто так взять и начать использовать эту информацию компания не может: во-первых, согласие на обработку персональных данных клиент давал только своему банку; во-вторых, на этот счет существуют специальные нормативные-правовые акты, которые необходимо учитывать, чтобы не нарушить закон.

Что это за документы? Соблюдение банковской тайны регулируют:
В судебной практике одинаково распространены ссылки на каждый из этих источников. Однако положения федерального закона (ФЗ) содержат больше уточнений и чаще подвергаются изменениям, что позволит нам лучше разобраться в особенностях банковской тайны и работы с ней.

Банковская тайна - это особый правовой режим информации о клиентах банка и их операциях, произведенных ими в рамках деятельности банка. Давайте подробнее разберемся в предмете тайны и субъектах, обязанных ее хранить. Для этого посмотрим на следующую таблицу:
Как мы уже заметили, ФЗ и ст. 857 ГК РФ имеют разную степень детализации, однако все равно указывают на общие положения, характерные для банковской тайны:
  • предмет банковской тайны - информация о клиентах банка, касающаяся операций, счетов, вкладов, а также ряда других сведений, устанавливаемых кредитной организацией;
  • хранить банковскую тайну обязаны такие субъекты, как коммерческие банки, Банк России, АСВ, участники национальной платежной системы и т.д.;
  • субъект, которому принадлежит охраняемая информация, - клиент (юридическое или физическое лицо), корреспондент банка.
Таким образом, под сохранением банковской тайны следует понимать обеспечение конфиденциальности информации, принадлежащей клиентам и корреспондентам кредитной организации и возникающей в рамках ее непосредственной деятельности.

Зачем банковская тайна нужна в договорах?

Обработку персональных данных клиентов банка, согласно ФЗ “О персональных данных”, может осуществлять только оператор, под которым понимается:
государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Поскольку физическое лицо предоставляет согласие на обработку персональных данных только банкам, то компания, работающая с банком (например, предоставляющая ему программное обеспечение), фактически не имеет доступа к личной информации пользователей этого банка и не может выступать в роли оператора. Однако она может заключить с банком договор, в котором учтет меры по сохранению банковской тайны.
Зачем это нужно?
  1. Соблюдение буквы закона. Включая положение о банковской тайне в свой договор, вы формально подтверждаете, что готовы исполнять обязанность по сохранению конфиденциальности личных данных пользователя. В свою очередь, это снизит претензии контролирующих органов к сделке и упростит процесс ее заключения.
  2. Разграничение зон ответственности. Станет понятно, какой объем мер несет каждая из сторон договора для защиты конфиденциальной информации и где пролегает сфера ее деятельности.
  3. Упрощение коммуникации. Взаимодействие между компанией и банком определенно станет более прозрачным и позволит продлить его на долгосрочную перспективу, предотвратив возникновение возможных конфликтов в будущем.
Все это вместе взятое сделает намного быстрее и проще интеграцию сервисов и услуг IT-компании в рабочие процессы банка.

Заключение

При работе с банками и иными кредитными организациями вопрос о банковской тайне практически невозможно оставить без внимания - ведь сам закон обязывает юридические лица корректно обращаться с конфиденциальными данными их клиентов. Поэтому уже на начальном этапе сотрудничества с банками - подписания договора на оказание услуг и предоставление программного обеспечения - необходимо учитывать этот момент.

В следующей статье мы расскажем, где пролегает граница между банковской тайной и персональными данными, а также обозначим проблемные моменты в этой теме.

По всем вопросам вы можете обращаться по телефону: +7 (969) 790-00-90, писать в телеграм @aglquest или по электронной почте info@ag-legal.ru.

Еще больше полезной информации вы найдете в нашем Телеграмм-канале. Подписывайтесь!
2024-10-23 17:40